• +7 (47375) 4-25-83
Острогожск, Карла Маркса ул, 33Г

Коллегам

Главная/Коллегам

Уважаемые коллеги!

Надеюсь, Вас заинтересует предложенный материал,

как возможность пополнить свою методическую копилку

        «Нам надо помнить о нашей национальной культуре… Если с ними (детьми) правильно обращаться, с радостью будут общаться с музыкой. Для них мир только открывается, и нужно открыть его красиво. Всему живому присуще чувство красоты. И ребенок  как цветок – к нему надо прислушиваться и вводить его в мир красиво. Надо … понять его, проникнуть в его мир. У него ведь там чисто, просторно, как в храме, куда еще никто не заходил. Там всё готово, там и иконы, и всё – нужно только войти и зажечь свечку. Тогда засветятся иконы, запоют хоры…»

                                                       Евгений Дога "Как нам обустроить себя"(Журнал                                                                          "Музыкальный руководитель", 2006 № 4)

 

Значение музыкального воспитания

         В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведе­ния, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности. Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспи­тание художественного вкуса.

Познание ребенком красоты музыки, ее богатей­шей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности.

Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, А. Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музы­кальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и те­матике, музыкальной образности. Сегодня они являются богатейшим материалом, используемым в  музыкальном воспитании.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети по­знают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами оте­чественной истории, понятием Родина, т. е. музыка способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива - согласо­ванность действий, воспитываются чувства дружбы и товарище­ства, такие свойства личности, как самообладание, выдержка, дис­циплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

Совместное пение, музыкально-ритмические движения охваты­вают детей общими переживаниями и требуют от них единых уси­лий. Неудача одного воспринимается как общая неудача. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положи­тельно влияют на робких, неуверенных в себе детей, создают благо­датную атмосферу для индивидуального развития. В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей.

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры по­ведения.

Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организо­ванности, волевых усилий.

На музы­кальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые пе­ремены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат, является своеоб­разным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состо­яние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспита­ние способствует физическому развитию детей.

И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мыш­ление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает воз­можность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познаватель­ных интересов.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуслов­ливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за разви­тием музыкальных образов, имеет  общее представление о структу­ре произведения, обращает внимание на связь текста песни, назва­ния пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творчес­ких заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требую­щую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игро­вых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение Персонажа в этюде. У них возника­ют оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

 Задачи музыкального воспитания (по возрастным группам)

Краткий обзор парциальных программ по музыкальному воспитанию